Версия сайта для слабовидящих

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Ноябрь 2017
 



Управление образования администрации Муромского района
Дискуссионный клуб Министерства образования и науки РФ
Министерство образования и науки Российской Федерации
© Фонд "Содействие развитию сети Интернет "Дружественный Рунет"

Персональные данные.jpg

Официальный информационный портал единого государственного экзамена (ЕГЭ 2017)
Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации

Вы здесь

Главная

Положение об изучении, обобщении и внесении в муниципальную базу данных передового педагогического опыта

АДМИНИСТРАЦИЯ МУРОМСКОГО РАЙОНА

ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ПРИКАЗ

 

30 августа  2017 года

 

371

 

 

Об утверждении Положения об изучении,  обобщении и внесении в муниципальную базу данных передового педагогического опыта

 

 

          В соответствии с планом работы управления образования на 2017 – 2018 учебный год,  в целях совершенствования процесса изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта педагогов  Муромского района  п р и к а з ы в а ю :

 

  1. Утвердить Положение об изучении, обобщении и внесении в муниципальную базу данных передового педагогического опыта (приложение № 1).
  2. Руководителям образовательных организаций:

2.1 Довести до сведения педагогических коллективов содержание вышеназванного Положения и организовать работу по обобщению передового педагогического опыта.

2.2 Обеспечить обобщение передового педагогического опыта в соответствии с вышеназванным Положением и ежегодно до 1 декабря подавать заявки на обобщение передового педагогического опыта.

3. Районному Совету по инновационной организовать экспертизу представленного обобщенного передового педагогического опыта на основании заявки педагогического работника и при условии обобщения опыта в соответствии с Положением.

4. Контроль за исполнением приказа возложить на руководителя отдела методического обеспечения МКУ «Центр бухгалтерского учёта и методической работы системы образования»  О.О.Увакину.

  1. Приказ вступает в силу со дня его подписания.

 

 

 

Заместитель Главы администрации района, начальник  управления

 

Т.А.Масленникова

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

                                                                                                                      к приказу начальника

                                                                                                                  управления образования

                                                                                                                        от 30 .08.2017 №371

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о выявлении, изучении, обобщении и распространении передового и инновационного опыта в сфере образования

1. Общие положения.

Настоящее Положение определяет порядок выявления, изучения, обобщения и распространения передового и инновационного опыта.

Авторами (претендентами на распространение) инновационного и передового опыта могут выступать:

· педагогический коллектив образовательной организации;

· творческие профессиональные объединения педагогов;

· руководитель, заместитель образовательной организации;

· педагог, специалист.

2. Выявление передового и инновационного опыта.

Выявление передового и инновационного педагогического опыта происходит поэтапно на разных уровнях:

· уровне образовательной организации;

· на муниципальном уровне.

3. Изучение, экспертная оценка и обобщение передового и инновационного опыта.

3.1. Основанием для изучения и обобщения инновационного и передового опыта является:

· решение школьного методического объединения (протокол),

· рекомендация администрации образовательного учреждения (справка по итогам деятельности, приказ),

· решение педагогического совета школы (протокол педсовета),

· рекомендации РМО (протокол),

· приказы управления образования администрации Муромского района по итогам районных конкурсов и на основании рекомендаций РМО.

3.2. Для изучения и обобщения передового и инновационного опыта на муниципальном уровне создается экспертная комиссия из числа представителей управления образования администрации Муромского района, МКУ «Центр бухгалтерского учёта и методической работы системы образования» и компетентных педагогов района.

         3.3. Экспертная комиссия составляет план и осуществляет выбор оптимальных методов по изучению и обобщению инновационного и передового опыта на основании представленных претендентом материалов.

3.4. Для накопления разнообразного и достаточно обширного фактического материала при изучении и обобщении опыта экспертная комиссия может использовать следующие формы работы:

· посещение уроков (занятий);

· анкетирование родителей и учащихся;

· собеседование;

· тестирование обучающихся, проверочные, письменные, лабораторно - практические работы;

· изучение методических продуктов (доклады, рефераты, публикации из опыта работы, учебные программы, разработки уроков, дидактические материалы, интерактивные и мультимедийные пособия, электронные тесты, контрольно-измерительные материалы, видеоматериалы, учебно-методические пособия и т. д.);

· изучение субъектных результатов для учащихся (качество знаний, развитие типов мышления, воображения, приобретение новых знаний, умений и навыков, формирование различных личностных качеств, освоение различных способов деятельности и т. д.);

· изучение субъектных результатов для учителя (приобретение новых компетенций);

· психолого - педагогические диагностики;

· анализ достигнутых педагогом результатов.

3.5. Для обобщения передового педагогического опыта на муниципальном уровне в экспертную комиссию необходимо предоставить материалы в соответствии с памяткой (приложение 2), включив:

· заявление (приложение 1);

  • ходатайство, рекомендации, приказ или протокол о результатах обобщения на уровне образовательной организации;

· описание передового педагогического опыта (приложение 3);

· методические приложения.

         3.6. Экспертная комиссия оставляет за собой возможность проверки представленных работ по системе «Антиплагиат». К обобщению допускаются работы при наличии в них  не более 40% заимствованного текста.

3.7. Изучение и обобщение инновационной деятельности образовательных организаций, руководителей ОО осуществляется районным Советом по инновационной работе.

       

Приложение 1

 

 

Руководителю  МКУ Муромского района

 «Центр бухгалтерского учёта и

методической работы системы образования»

Н.А.Кузиной

директора _________________________

_________________________________

 

 

 

заявление.

 

Администрация _______ «______________________________»  просит

Вас обобщить передовой педагогический опыт работы и внести в муниципальную базу данных:

 

 

ФИО

Должность

 Тема обобщения опыта

Опыт педагога обобщался

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата                                                                                  Подпись

 

Приложение 2.

ПАМЯТКА

описания передового педагогического опыта

 

Определение понятия "передовой педагогический опыт".

К передовому педагогическому опыту в более узком и строгом смысле этого понятия относят такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике и педагогической науке, поэтому именно новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению.

Передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса.

 

Критерии (показатели) отбора передового педагогического опыта.

Первым важным признаком или критерием ППО является его соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу.

Второй признак ППО - высокая результативность и эффективность педагогической деятельности. ППО должен давать "обильный урожай", высокое качество знаний, значительные сдвиги в уровне воспитанности, в общем и специальном развитии детей. Причём результаты педагогов должны существенно отличаться по качеству при сравнении с результатами массового опыта деятельности педагогов и коллективов.

Третий показатель ППО - оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития. Нельзя считать передовым такой опыт, при котором высокий уровень знаний достигается за счёт перегрузки детей дополнительными занятиями, большим объёмом трудоёмких заданий и т. д. Труд педагога-новатора не должен сопровождаться перенапряжениям его сил и сил детей, приносить вред их здоровью.

Четвёртый показатель ППО - стабильность результатов учебно-воспитательного процесса. Сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания, а также достижение положительных результатов на протяжении достаточно длительного времени.

Пятый показатель ППО - наличие в нём элементов новизны (новое содержание, новые формы, методы обучения и воспитания, установление новых закономерностей, эффективного совершенствования педагогического труда и повышения его результатов).

Шестой показатель ППО - его актуальность и перспективность.

Обоснование актуальности и перспективности опыта должно вытекать из двух основных позиций:

· в какой мере данный опыт способствует решению основных задач воспитания и обучения, поставленных перед ОУ (социальный заказ), для дальнейшего совершенствования практики учебно-воспитательной работы;

· какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике успешно решаются данным опытом. Раскрытие противоречий, на разрешение которых был направлен опыт педагога, помогает глубже понять смысл, научное и практическое значение опыта и по достоинству оценить достигнутые результаты

Седьмой показатель ППО - репрезентативность.

Репрезентативность - это:

· подтверждение позитивных результатов не только в работе одного учителя, воспитателя, но и в деятельности всех педагогов, которые берут этот опыт на вооружение;

· возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового.

Восьмой показатель ППО - соответствие его современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность. Должна существовать возможность анализировать передовой опыт с позиций современных педагогических знаний. ППО может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога или его находкой в процессе проб и ошибок. Но в любом случае такой опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения ППО и заключается в том, чтобы дать ему научное истолкование.

Приложение 3.

 

Схема описания передового педагогического опыта

 

1.Сведения об авторе:

Ф. И.О.

Образование

Название (полное) учебного заведения, год его окончания

Специальность по диплому

Место работы

Должность

Педагогический стаж

Стаж работы в занимаемой должности

Квалификация

Награды

Тема опыта (конкретность формулировки, корректное использование педагогических и психологических терминов).

 

2. Условия формирования опыта.

Указать условие становления опыта (что натолкнуло педагога на идею формирования опыта). Например, на формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:

изучение методической литературы;

изучение опыта коллег;

курсовая переподготовка: курсы повышения квалификации;

активное участие в работе городских методических объединений и т. д.

Условия возникновения, становления опыта (необходимые сведения о микрорайоне, социальной среде, классе).

 

3. Теоретическая база опыта.

Указать какие теории, положения, законы, закономерности творчески реализуются педагогом. В теоретическом обосновании опыта необходимо четко указать, что конкретно на основе той или иной научной идеи разрабатывается автором опыта.

 

4. Актуальность и перспективность опыта (раскрыты в критериях ППО)

Какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике, успешно решаются в опыте.

 

5. Новизна опыта (раскрыта в критериях ППО).

 

6. Адресность опыта.

Указать адресную направленность: каким педагогам рекомендовано использовать этот опыт (педагогам с высокой планкой мастерства, начинающим педагогам и т. д.). определить область применения опыта (в группах раннего возраста; в группах коррекции, на отдельных занятиях и т. д.).

 

7. Ведущая педагогическая идея опыта

Центральная, основная мысль, вытекающая из опыта и предусматривающая вариативность форм её применения; это выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора опыта.

 

8. Технология опыта.

Надо отразить последовательность действий - осознание цели, изучение состояния постановки задач, подбор форм, методов, средств, планирование, применение, подведение итогов, анализ, корректировка.

Последовательность применения основных приемов, форм в контексте общей логики педагогических действий. Раскрывая технологию опыта, педагогические действия учителя надо соотносить с конкретными условиями, в которых эти действия предпринимаются. Поэтому в описании не обойтись без примеров, без приведения конкретных педагогических фактов.

- Постановка целей и задач данной педагогической деятельности (под целью педагогической деятельности понимается мысленное представление конечного результата). Анализ соответствия целей и задач опыта социальному заказу общества, реальным потребностям практики, т. е. педагогическим затруднениям учителей, руководителей ОУ.

- Организация учебно-воспитательного процесса:

● Способ включения учащихся в учебную деятельность.

● Соответствие организации поставленным целям и задачам.

- Содержание образования:

● Обоснование причин изменений в содержании образования.

● Описание приемов изменения содержания образования (по стержневым линиям учебного курса, введение деятельностного компонента содержания образования, введение гуманитарных аспектов содержания естественнонаучных предметов и т. п.).

● Соответствие содержания поставленным целям и задачам.

- Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения:

● методы обучения

● формы учебных занятий

● средства обучения

● преобладающие виды деятельности

● описание алгоритмов учебной деятельности школьников, поэтапных действий учителя.

● приемы стимулирования и контроля, взаимоконтроля, самоконтроля деятельности.

9. Результативность опыта (раскрыта в критериях ППО)

Необходимо отразить степень влияния на:

· уровень воспитанности обучающихся

· уровень обученности обучающихся

· развитие личности обучающихся и т. д.

Результативность опыта необходимо прослеживать в течение определенных промежутков времени. При оценке результативности важно учитывать:

· мнение тех, кто уже использует данный опыт

· какие преимущества имеет опыт по сравнению с другими методами обучения

· за счет чего достигается в опыте высокий результат

· насколько стабильны эти результаты

· степень оптимальности получаемых результатов.

Оценивая результат, необходимо сравнивать их с типичными для данных условий работы.

 

Приложение к опыту работы может включать:

- алгоритм подготовки к занятию;

- алгоритм проведения занятий и других видов деятельности;

- конспекты занятий;

- планы учебно-воспитательной работы с детьми;

- продукты детской деятельности;

- фотографии;

- аудио-видео-записи;

- дидактический материал;

- публикации в СМИ;

- выступления на методических мероприятиях;

- педагогическая диагностика;

- рабочая программа;

- план кружковой работы с детьми;

- и т. д.

Приложение 4.

 

Требования к оформлению документов.

 

Все бумажные документы предоставляются в папке со скоросшивателем в отдельных файлах.

Для текстовых файлов необходимо использовать шрифт Times New Roman,12 размер, межстрочный интервал – одинарный, поля: верхнее, нижнее - 2см, левое –3см, правое – 1,5см.

 

Правила оформления титульного листа.

1 страница печатного варианта обобщения передового педагогического опыта - титульный лист.

Если опыт обобщается на уровне образовательного учреждения, вверху по центру размещается название образовательного учреждения. По центру титульного листа печатается тема опыта. В правом нижнем углу указывается фамилия, имя, отчество автора опыта, его должность, место работы.

Правила оформления страницы с указанием содержания опыта.

2 страница печатного варианта обобщения передового педагогического опыта – содержаниеВ содержании печатаются названия всех основных разделов, приложений к целостному описанию опыта с указанием страниц начала разделов и приложений. Например:

Содержание:

1. Условия формирования опыта…………3

2. Теоретическая база опыта………………5

3. Актуальность и перспективность………15

4. Новизна……………………………..…...18

5. Адресность опыта……………….………19

6. Технология опыта…………. ………….. 20

7. Результативность опыта………………...23

 

 

Правила оформления библиографического списка.

Есть различные способы построения библиографических списков. Правила последовательности постановки знаков препинания, расстановки фамилий авторов, названия книги, издательства, год издания показаны на примере:

Библиографический список:

1. Китаева учитель – успешный ученик: Практическое пособие для педагогов. / . – Ростов н/Д: Феникс,2003. – 224 с. – (Серия «Учение с увлечением»).

2. , Лакоценина урок. Часть 1.: Научно-практич. пособ. для учителей, методистов, рук-лей ОУ, студентов пед. учеб. завед., слушателей ИПК. / , . – Ростов н/Д: Учитель, 2004. – 288 с.

3. О методической работе в школе./ . – М.: Пед. поиск, 2001. – 160 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.