Версия сайта для слабовидящих

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Ноябрь 2017
 



Управление образования администрации Муромского района
Дискуссионный клуб Министерства образования и науки РФ
Министерство образования и науки Российской Федерации
© Фонд "Содействие развитию сети Интернет "Дружественный Рунет"

Персональные данные.jpg

Официальный информационный портал единого государственного экзамена (ЕГЭ 2017)
Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации

Вы здесь

Главная

Опыт работы Социально-психологической службы управления образования администрации Муромского района

 

Опыт работы Социально-психологической службы управления образования администрации Муромского района.

2011-2012 учебный год

     Если психологическая служба образования в городах выстроена и охватывает всю систему обучения и воспитания ребенка с дошкольного возраста до окончания школы, то нельзя сказать, что аналогично  в сельской местности, в частности в Муромском районе.    До 2008-2009 уч. года в Муромском районе    работали каждый в своей школе  5  специалистов   на неполных ставках. И хотя очевидно, что любой ученик и его родители имеют право на полноценное психолого-педагогическое сопровождение образования  и развития ребенка, большая часть обучающихся и все дети дошкольного возраста в Муромском районе не получали квалифицированной  психологической   помощи -   11 школ и все детские сады оставались без психологической поддержки. В 2008-2009 учебном году управлением образования администрации Муромского района   была обозначена проблема: отсутствие  службы практической психологии  в системе образования Муромского района. Одним  из приоритетных направлений реализации программы развития муниципальной системы образования района  до 2012 года стала разработка и апробация модели  психолого-педагогического и социального сопровождения на основе интеграции различных форм квалифицированной помощи всем субъектам образовательного процесса в условиях муниципальной образовательной системы.

     Была  поставлена задача: создать Социально-психологическую службу, которая  позволит сконцентрировать материальные, кадровые, организационные и информационные ресурсы в целях обеспечения системности, комплектности и единства в организации работы со всеми субъектами образовательного процесса и выстроить систему психолого-педагогического и социального сопровождения   детей дошкольного и  школьного возраста.

     Так, с сентября 2009-2010 уч. года в   Муромском районе  реализуется модель социально-психологического сопровождения субъектов образовательного процесса в муниципальной системе образования.

Как создавалась  наша Служба?

     Был изучен опыт психолого – педагогического сопровождения образовательной деятельности  обучающихся в условиях ассоциации сельских школ ( Учебно-методическое пособие  под ред. Л.В.Байбородовой, Л.Н. Серебренникова- Ярославль: Изд-во «Канцлер», 2008. 168 с. Мы стали участниками вторых всероссийских  педагогических чтений, посвященных творческому наследию  академика РАО Л.И. Новиковой, 2009г, Владимир. Нам предложили выступить по теме «Особенности психолого-педагогического  социального сопровождения субъектов образовательного процесса в муниципальной системе образования». Руководитель секции д.п.н., профессор А.В. Гаврилин. В выступлении была раскрыта теория будущей практики реализации модели психолого-педагогического социального сопровождения субъектов образовательного процесса. Тезисы напечатаны  в сборнике ВИПКРО,2009. Первый год деятельность нашей Службы сопровождала научный руководитель, к.псих.наук. В.А.Штраус (НОУ ВПО «СФГА» в г.Владимире). Один из наших  психологов стал участником Международной научно-практической  конференции «Саморазвитие личности: состояние, проблемы, перспективы развития» в г. Ярославль, 2010г, который также познакомился с опытом работы психологов в сельской местности Ярославской области.  

     Что мы извлекли: в последнее десятилетие в системе образования России благодаря усилиям ученых и практиков складывается особая культура поддержки ребенка и помощи ему в учебно – воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Разрабатываются вариативные модели психолого- педагогического сопровождения, формируется его инфраструктура (психолого-педагогические и медико-социальные центры, школьные службы сопровождения, профориентационные центры, психолого-медико-педагогические комиссии, кабинеты доверия …) .

     С учетом изученного опыта (вариативности моделей), исходя из наших  условий: система образования Муромского района представлена 13-мя образовательными учреждениями: 8 средних, 3 основных, 2 начальных школы (из них 9 школ с дошкольными группами), 4 дошкольных образовательных учреждения и 1 учреждение дополнительного образования детей – центр дополнительного образования детей; количество обучающихся 939, воспитанников 455; все образовательные учреждения являются малочисленными и малокомплектными (самая большая по количеству детей школа -145 учащихся, самая маленькая- 6 (Кондраковская), самая дальняя школа находится на расстоянии 75 км от города. Нет логопедов, дефектологов.  Слабые экономические ресурсы в районе.   В условиях нормативно - подушевого финансирования не предоставляется возможным  изыскать материальные средства для создания современной диагностической и профилактической базы в каждом образовательном учреждении, нет и финансовых средств на создание  психолого-педагогического  медико-социального центра, как планировалось ранее.  С учетом выше сказанного была выдвинута идея: создание в Муромском районе    выездной   социально-психологической службы.   Был изучен опыт психолого – педагогического сопровождения образовательной деятельности  обучающихся в условиях ассоциации сельских школ (Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности обучающихся: учебно-методическое пособие  под ред. Л.В.Байбородовой, Л.Н. Серебренникова- Ярославль: Изд-во «Канцлер», 2008. 168 с.).  Мы стали участниками вторых всероссийских  педагогических чтений, посвященных творческому наследию  академика РАО Л.И. Новиковой, 2009г, Владимир. Выступили по теме «Особенности психолого-педагогического  социального сопровождения субъектов образовательного процесса в муниципальной системе образования». Тезисы напечатаны  в сборнике ВИПКРО,2009. ( 1-й год нас  сопровождал научный руководитель, к.псих.наук. В.А.Штраус.) Один из наших  психологов  является  участником Международной научно-практической  конференции «Саморазвитие личности: состояние, проблемы, перспективы развития» в г Ярославль, 2010г, который также познакомился с опытом работы психологов в сельской местности Ярославской области. Мы  стали участниками межрегиональной  научно-практической конференции «Разновозрастное обучение: новый взгляд на организацию образовательного процесса в малочисленной школе»  г.Владимир, декабрь 2010г. Выступали в творческой лаборатории  «»

 

 

    В результате проведения опытно-экспериментальной работы по апробации в   Муромском районе   модели социально-психологического сопровождения субъектов образовательного процесса в муниципальной системе образования было отработано Положение о социально-психологической службе:

   в целях развития службы практической психологии  в системе  образования Муромского района, а также повышения доступности получения полноценного и грамотного психолого-педагогического сопровождения всеми субъектами учебно-воспитательного процесса  утверждено Положение о Социально-психологической службе управления образования администрации Муромского района  (Приказ Управления образования от 23.09.11 № 417).

 

 

·     Положение определяет организационно-методическую основу Социально-психологической службы управления образования администрации Муромского района (СПС).

·     Под СПС понимается организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи, социальный педагог  образовательных учреждений Муромского района.

·     Методическое обеспечение деятельности СПС осуществляется Центром работы с педагогическими кадрами.

·     Стабильное функционирование СПС и координацию деятельности службы обеспечивает Управление образования.

Главной целью социально- психологической службы является психологическое здоровье детей дошкольного и школьного возраста;

  основной задачей- содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей  на всех   возрастных  ступенях дошкольного и школьного детства; 

основным средством - создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенного  в соответствующем этапе.

Кадровый состав СПС: (5 специалистов)

·   руководитель Службы - педагог-психолог МБОУ Молотицкая СОШ;

·   педагог-психолог, осуществляющий сопровождение детей дошкольного возраста -455 детей,  педагог-психолог МБОУ Панфиловская СОШ   

·   педагог-психолог,  сопровождающий школы первой ступени, 390  учащихся - педагог-психолог МБОУ Зименковская СОШ,

·   педагог-психолог,  сопровождающий школы второй и третьей ступени, 546 учащихся,   педагог-психолог МБОУ Чаадаевская СОШ . 

·   социальный педагог МБОУ Ковардицкая СОШ- 936 учеников,

·   учитель-логопед.

      Новизна  модели Службы в сельской местности заключается в том, что мы не стали закреплять за  психологом, работающим в общеобразовательной средней школе, конкретные,  рядом находящиеся маленькие  школы, как это часто теперь практикуется в сельской местности (вариативная модель). Опыт показывает, что психолого-педагогическое  сопровождение детей по возрастным ступеням гораздо эффективнее, чем тогда, когда один психолог ведет всех детей;  зачастую один психолог не может разобраться во всех школьных проблемах (1, 5, 10 классы с адаптационными периодами,  9 классы с подготовкой к ГИА, 11 классы с подготовкой к ЕГЭ, среднее звено с подростковыми проблемами, предпрофильная, профильная подготовка, текущие запросы…); не хватает времени, кому-то опыта, навыков. Опять же при таком распределении  есть возможность на базе каждой  школы решать   проблемы коллегиально. На курсах КПК  в ВИПКРО  также рекомендовано распределение работы психолога, например,  в большой городской школе в соответствии с возрастом детей.  Вот почему  мы решили   создать –   «линейную»  психологическую  службу.

Работа Социально-психологической службы с образовательными учреждениями строится на договорной основе. Состав группы и содержание работы специалистов определяется  задачами и потребностями  конкретного образовательного учреждения. График выездов в школы   утверждается начальником управления образования.

    Хочется отметить, что определение содержательных  основ деятельности  Службы  создавалось  с учетом  результатов микроисследования, проведенного в 2009-2010 учебном году. Для руководителей и педагогических коллективов дошкольных и  школьных учреждений была разработана  Анкета  на изучение запроса психологических трудностей в   педагогической деятельности,  мнения по  приоритетным направлениям совместной деятельности, формам взаимодействия образовательных учреждений со Службой.   Таким образом, в организации работы  нашей службы учитывался запрос  руководителей и   педагогических коллективов дошкольных и  школьных образовательных учреждений.

    Соответственно, с учетом запроса, продумывается содержание  деятельности СПС   в перспективном (годовом) плане. В плане    заложены все виды  основной  деятельности педагогов - психологов и социального педагога: комплексная диагностика, профилактическая работа, просветительская  работа, коррекционно- развивающая работа, консультативная деятельность, организационно-методическая работа, аналитическая, экспертная деятельность.

План работы с педагогами согласовывается с руководителем ЦРПК.

    Мы не изобретали колесо в своей практике работы Службы, взяв на вооружение  Письмо департамента образования  «Об основных подходах к организации деятельности психологических служб образовательных учреждений» от 28.04.2007г.,  пропустив через себя все 3 приложения:

«Методические рекомендации по созданию психолого-педагогического сопровождения в образовательных учреждениях области»; по организации  диагностической работы; по организации работы педагога-психолога. Формы учета деятельности  и отчетности фактически взяли один к одному (Перспективный (годовой план), журналы учета видов деятельности, карты психолого-медико-социальной помощи ребенку, аналитический отчет, статистическая справка).

Соответственно, взяли на вооружение  и Письмо от 03 декабря 2007г «Методическое обеспечение психологической службы образовательных учреждений»  (Поддержка профессионального самоопределения учащихся, сопровождение инновационной работы в образовательном учреждении, подходы к сохранению и восстановлению проф.здоровья педагогов).

 

С чего начинается наше взаимодействие с учреждениями:

     В начале учебного  года проводятся индивидуальные рабочие встречи администрации садов и школ со специалистами Службы, где   обсуждаются пути реализации заявки педагогических коллективов с учетом содержания и форм работы, количество мероприятий,  многие другие организационные моменты. (В этом году этот момент был отработан   четко,   если в первый год работа проводилась в основном по нашему плану, второй год частично шел запрос). 

     При собеседовании  мы   проводим  мысль, что качество российского образования, не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как здоровье, социальное благополучие, самореализация, защищенность. Соответственно, система психолого-педагогического сопровождения обеспечивает не только преодоление трудностей в обучении, но и включает в себя задачи достижения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья защиты прав детей и подростков.

    Приоритетным направлением в  деятельности  является психологическое просвещение и профилактика, направленные на формирование у учащихся, родителей, педагогов психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желание использовать их в интересах собственного развития и решения профессиональных задач, предупреждение явлений дезадаптации учащихся.       

     В практике   Службы выделяются два уровня психолого-педагогического социального сопровождения.

Уровень учреждения и уровень Службы. 

    Уровень Учреждения. (1-й  уровень  ) – мы выезжаем в образовательные учреждения.  Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Задачи:

-предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

-помощь (содействие) ребенку в решение актуальных задач развития, обучения и социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

-психологическое обеспечение образовательного процесса;

-развитие психолого-педагогической компетенции учащихся, родителей, педагогов.

     В идеале - специалисты Службы  выезжают в школы (сады) и работают в  одной команде с педагогическим коллективом. Основная цель совместной деятельности - предупреждение возникновения острых проблем развития детей, и делать это необходимо в наиболее естественной среде жизнедеятельности ребенка: вместе с его родителями, педагогами, одноклассниками. Чтобы   все задуманное реализовать, наша задача замотивировать педагогов на совместную деятельность (психолого-педагогическое сопровождение).  Задача не совсем легкая. Выступая на секции межрегиональной научно-практической конференции «Разновозрастное  обучение: новый взгляд на организацию образовательного  процесса в малочисленной школе», 2010г, г. декабрь, г. Владимир в творческой лаборатории «Проектирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся в условиях разновозрастного обучения», один из руководителей секции, гость Кузма Левонас Прано (зав.  лабораторией проблемы школьной адаптации, к.псих наук, Кострома) спросил меня, какой процент замотивированных на  психолого-педагогическое сопровождение педагогов в Муромском районе? Я ответила, что где-то 35%. Он  прокомментировал,  что эта реальная цифра, у них еще меньше. Но в этом году на этот вопрос я бы ответила- 45-50%. Хотя, может быть,  я и занижаю цифру.

         На 3-й год работы нашей практики, мы в большем объеме занимаемся  актуальным направлением психологической работы - формирование современного педагогического мышления учителя ( прекрасно понимаем, что без результатов в этом направлении,  высокой эффективности в психолого-педагогическом сопровождении субъектов образовательного процесса в муниципальной системе образования  не достигнем). Тактика  действий службы направлена на взаимодействие и сотрудничество с учителем: не вместо учителя, а вместе с учителем, от анализа педагогической практики, к ее психологическому объяснению. Нарабатываем содержание семинара «Психология труда учителя». Наработаны темы: Личность учителя, Педагогическое общение, Образование и здоровье. Хорошо себя «зарекомендовали»  отработанные занятия: Тренинг по формированию толерантности, мастер-класс «4 составляющих здоровья»,  групповая педагогическая  диагностика (  Вопросник А.К. Марковой, А.Я. Никоновой  «Индивидуальный стиль преподавания»,  Карта коммуникативной деятельности А.А. Леонтьев, Опросник Г. Девиса на креативность (творчество), диагностика инновационного потенциала коллектива, Анкета «Факторы, влияющие на развитие и саморазвитие педагогов», «Трансактный анализ общения» (тест составлен на основе концепции Э. Берна).

 Задачи психолого-педагогического и социального сопровождения на разных уровнях образования уточняются: Дошкольные учреждения:  Задачи прописаны в буклете

   Задачи работы:

·раннее выявление детей с проблемами в развитии и определение причин их возникновения; создание банка данных детей «группы риска»;

·оказание помощи детям дошкольного возраста, направленной на преодоление возникающих проблем;

·разработка  и реализация педагогом-психологом  вместе с  воспитателем ДОУ индивидуальных коррекционно-развивающих программ;

·мониторинг развития старших дошкольников для  осуществления дальнейшего сопровождения  детей после поступления в школу;

·организация информационной поддержки родителей и  педагогов по вопросам развития и воспитания детей дошкольного возраста: работа консультационного выездного пункта, выступления на родительских собраниях, создание памяток, буклетов;

·создание банка данных и психолого-педагогическое  сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и семей их воспитывающих;

·психолого-педагогическое сопровождение детей из замещающих семей.

В начале учебного года проводится психодиагностика особенностей развития ребенка дошкольного возраста  в соответствии с письмом Департамента образования от 22.06.2009 № ДО-2885-04-07 «О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста».  Был издан приказ управления образования администрации Муромского района от 08.02.2010 года  №51, на основании которого  проводится  психолого-педагогическое обследование детей старшего дошкольного возраста в сентябре, мае текущего года; детей предшкольного возраста – в сентябре, марте текущего года. В том числе   дошкольников, не посещающих ДОУ,  детей-инвалидов, обучающихся на дому. Цель: определение уровня развития познавательных психических  процессов,  выявление детей,  имеющих низкий уровень развития, для организации с указанной категорией детей коррекционно-развивающей работы, выстраивания индивидуальной траектории развития детей, которые по каким- либо причинам не могут успешно осваивать основную общеобразовательную программу дошкольного учреждения.

Результаты  подготовки детей к школьному обучению, как и результаты диагностического обследования учащихся 1 класса, своевременно  сдаются в Департамент образования.

В целях соблюдения принципа законности, родителям  предлагается подтвердить в письменном виде свое согласие на участие их ребенка в диагностическом обследовании.

 Составляется банк данных на детей с низким уровнем развития. Родители указанной категории детей приглашаются на консультацию к психологу и,  по необходимости, направляются к детскому психиатру, логопеду, другим специалистам. Родителям рекомендуется посещать   ребенку коррекционно-развивающие занятия  с психологом. Если такой возможности у родителей нет, индивидуальную коррекционную работу с ребенком проводит воспитатель ДОУ, используя рекомендации и  подобранные упражнения  психологом.  Педагог-психолог поддерживает постоянную связь с воспитателем ДОУ.

Проводятся диагностические обследования по запросу родителей, педагогов. 

         В конце учебного года  банк данных   о  готовности воспитанников  к обучению в школе   передается педагогу-психологу, курирующему начальное звено школы для  осуществления индивидуального психолого-педагогического сопровождения этих детей в школе.

Проводится работа   с родителями и детьми,   которым на 01.09. учебного года  не исполняется 6,5 лет. Если они готовы к началу регулярного школьного обучения, то мы даем психологическое заключение.  Отслеживание школьных успехов таких детей показало, что дети были допущены правильно. Банк данных на детей, не достигших 6,5 лет, допущенных, в школу имеется.

Одной из эффективных форм работы с родителями является работа Консультативного пункта для родителей и детей дошкольного возраста.

 В Муромском районе функционирует выездной Консультативный пункт для родителей (законных представителей) и детей дошкольного возраста Муромского района (В целях  оказания психолого-педагогической и социальной помощи родителям  ( законным представителям), поддержки развития личности детей дошкольного возраста. Консультативный пункт осуществляет просветительскую, профилактическую, консультативную помощь родителям по разным вопросам,   оказывает  всестороннюю помощь родителям и детям,  не посещающим ДОУ, (очень эффективный этап в работе с неорганизованными детьми), в первый год работы неорганизованные   дети полностью выпали из нашего поля зрения, при анализе работы Службы за первый год эта проблема была обозначена и решена в целях обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в школу. Консультативный пункт работает 2 раза в месяц (вторая и четвертая среда месяца) в утренние и (или) вечерние часы.  И, хотя,  организация психолого-педагогической помощи строится на основе интеграции деятельности разных специалистов, педагог-психолог  участвует постоянно.

 Службой сформирован общий банк данных на детей дошкольного возраста по следующим категориям:

-дети с признаками одаренности  

- дети с особенностями развития и поведения  

-дети с ограниченными возможностями здоровья.  

 На различные категории семей, нуждающихся в психологической помощи:

-замещающие семьи

-семьи, находящиеся в социально опасном положении.

Модель-куратор: основные направления деятельности -психологическая диагностика, психологическое консультирование,  коррекционно-развивающая работа.

В критериях эффективности условий для организации психологической службы образования (приложение №1 к письму департамента образования  04.06.2008  Методические рекомендации для руководителей и педагогов-психологов ОУ) одним из показателей эффективности является кадровый потенциал психологических служб. 

Даю справку: Ирина Александровна  Аскерова – педагог-психолог 1 к.

    Психолог в течение 2-х лет являлась   руководителем практико-ориентированного семинара для воспитателей «Дети с особенностями поведения и развития», «Успешный воспитатель- успешный ребенок». Представляла материалы на Ярмарке педагогических идей. Хочется отметить, что психолог занимает активную профессиональную  позицию: (данные за последние 3 года)участвует в  Дне дошкольного образования (28 марта 2010г) Московского педагогического марафона учебных предметов, ежегодно проводимого Издательским домом «1 сентября»; участник Всероссийской научно-практической конференции «Современная российская семья: традиции и альтернативы», проводимого МПСИ г. Муром 2010г; участник Международной научно-практической конференции «Саморазвитие личности: состояние, проблемы, перспективы развития», Ярославль 2011г. В материалах научно-практической конференции «Предшкольное образование: состояние, проблемы, перспективы», г.Владимир, 2011г в разделе «Психолого-педагогическое сопровождение предшкольного образования» напечатаны тезисы педагога-психолога,сопровождающего детей дошкольного возраста: «Формирование социальной компетентности у старших дошкольников», где она  описывает опыт своей  работы  с детьми дошкольной группы (13 детей) в Панфиловской школе, в которой она работает (школа с дошкольными группами). (В городе психолог работала в школе и более 15 лет детском саду).

Школа 1 ступени   Основные периоды психолого-педагогического сопровождения:

-Поступление в первый класс и первичная адаптация к школе

-Психолого-педагогическое сопровождение во 2-3 классах, развитие познавательных возможностей младших школьников

- Обеспечение   готовности детей к школе 2 ступени.

1.Одной из основных задач  педагога-психолога является выявление особенностей психолого – педагогического статуса обучающихся, для  своевременной  профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.

  Работа       начинается  с углубленного обследования       первоклассников «группы риска»,  выявленных  педагогом – психологом, курирующим ДОУ района еще на этапе выпуска их из детского сада.  

  Педагогом – психологом   составлена     программа психолого - педагогического  сопровождения  учащихся первых классов общеобразовательных школ Муромского района  в период адаптации. В основу данной программы были положены программа М. Р. Битянова «Адаптация ребенка к школе».

 С целью своевременного предупреждения дезадаптации учащихся первых классов      готовится  приказ УО  «О проведении мониторинга адаптации детей первого года обучения». К приказу  прикладывается  методика для изучения степени адаптации учащихся  педагогами и родителями (авт. В.И. Чирков, г.Ярославль). В результате проделанной работы – составляется  мониторинг степени адаптации учащихся 1-х классов:   

-    учащиеся  находящиеся в зоне  адаптации к школе.  

 -  учащиеся, находящиеся в зоне неполной адаптации. Дети имеют социально – педагогическую запущенность,  испытывают  трудности в обучении.   

          - учащихся, находятся в зоне дезадаптации по причине специфических нарушений в развитии школьных навыков, поведения и эмоций.   

 Психолог составляет общую  справку  об итогах проведения мониторинга адаптации детей первого года обучения, показывая  «картину» по первоклассникам в  районе.

     Составляется банк данных на детей, попавших в зону неполной адаптации и детей, попавших в зону дезадаптации. Начинается тесное взаимодействие учителя с психологом.  Психологом  для каждого ребенка разрабатывается система индивидуальных рекомендаций: по развитию памяти, внимания, мышления,  мелкой мускулатуры кистей рук и общего моторного статуса  учащихся через метод кинезиологии, пальчиковой гимнастики.  

   Дети, попавшие в зону дезадаптации, приглашаются в Службу, где проходят углубленную диагностику (Векслер, Равен), направляются к детскому психиатру. С согласия родителей с детьми ведется индивидуальная коррекционная работа  психологом 1-2 раза в неделю. Работа ведется по коррекционно-развивающим программам: Программа формирования пространственных представлений (авт.Н.Я.Семаго); Коррекция и развитие  учебных навыков (авт.Г.А.Цукерман, Б.Н.Боденко); Адаптационные занятия с 1 –классниками авт.С.И.Тукачева); Развивающие игры для адаптации 1-классников (авт. Е.А.Чаус, Г.П.Попова), Локалова, Хухлаева.

 2. По  итогам  успеваемости   обучающихся  за   четверть     проводится углубленное психологическое обследование учащихся начальной школы, которые по итогам  учебной четверти стали неуспевающими.  Обследование направлено на изучение индивидуальных особенностей развития познавательных процессов и умственных способностей. Кроме этого, в рамках работы с данными учащимися решаются следующие диагностические задачи, позволяющие выявить степень сформированности общеучебных умений и навыков:

- изучение особенностей выделения общего в решении задач;

- изучение особенностей планирования в учебной деятельности;

- изучение особенностей самоконтроля  в учебной деятельности;

- изучение уровня притязаний, в т.ч. притязаний в учебной деятельности;

- изучение устойчивости волевого усилия.

Данные, полученные в результате диагностики, позволяют разработать индивидуальные коррекционные программы. (Программное обеспечение: коррекционные и развивающие игры для младших школьников авт. Т.Ю.Андрюшенко, Н.В. Карабекова)    С нашей стороны был запрос к Славиной Лиане Николаевне - к.п.наук, зав.кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии ВИПКРО на рецензию наработанных   коррекционных программ, очень надеемся на сотрудничество.

      При необходимости учащиеся   направляются на консультацию к детскому психиатру.  Консультация у психиатра, всегда сопровождается психолого-педагогической характеристикой на ребенка.

3.В течение года проводится индивидуальная диагностика по запросу педагогов, родителей. Причины запросов: трудности в обучении, неадекватное поведение ребенка. Всем оказывается психологическая помощь, даются рекомендации.        

 4. Проводится  работа по изучению готовности учащихся 4 классов к переходу на обучение в школу II ступени. 

Цель – зафиксировать с помощью   диагностики уровень готовности детей к переходу в среднее звено  для  получения картины предпосылок   успешного перехода каждого ребенка и класса в целом в среднее звено заблаговременно с тем, чтобы провести необходимую психолого-педагогическую работу (Психологическое обследование проводится с использованием   теста  Филлипса на школьную тревожность, ГИТ Акимова, изучение уровня школьной мотивации Лукьянова.)

 

  Психолог Н.В.Грыжина  -  1к.,  модель-куратор.

Психолог, курирующий начальную школу, ведет постоянно-действующий семинар для педагогов «Психолого-педагогическая поддержка учащихся с трудностями в обучении».  Семинар работает 2-й год. Данный психолог  являлась участником областной научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС- методология, практика и технология», ее выступление заслушивалось на секции «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями  в системе общего образования», руководитель Славина Лиана Николаевна. Тезисы напечатаны в материалах конференции.    Н.В. Грыжина  поступила на дистанционные курсы: в  Педагогический университет «1 сентября» г.Москва. «Психологические особенности проблемных детей»  Авт. М.М. Семаго. Психолог планирует в этом году поступать в МПСИ в г.Муроме на дефектологическое отделение.

         Хочется отметить,   что психолог участвовала в о.Муром в  2008 конкурсе Лучший психолог года и заняла 1 место.

Основная и  старшая школа –  основные периоды сопровождения:  адаптация 5-х, 10-х  классов к новым условиям обучения,  определение индивидуальных  особенностей и склонностей личности подростка, его потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, помощь в профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию  (забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым и окружающему миру, психологическое сопровождение в рамках подготовки к ГИА, ЕГЭ) развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, употребление ПАВ.

Модель организатор и куратор

Проводится психологическая диагностика различного профиля и предназначения  

Задача психодиагностики – дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим  и тем, кто с ним работает -учителям, воспитателям, родителям

  Методики:

Анкета Адаптация учащихся к различным видам отношений и к предметному характеру обучения. Степень адаптивности учащихся к различным видам отношений: отношение к учебе, отношение к одноклассникам, самооценка, отношение к родителям, отношение к учителям, отношение к  друзьям вне школы, отношение к труду, отношение к общественной работе.  Наличие у ребенка низких показателей свидетельствует об определенных школьных и социальных трудностях. В  данном случае психологом даются рекомендации педагогам, родителям и самим подросткам. ( Сборник «По аттестации муниципальных образовательных учреждений», Муром, 2000).

Рейтинг предметов (для выявления  любимых, трудных, значимых предметов и предметов на которые ученики ходят без желания).  Отношение учащихся к различным предметам позволяет  определить учебные предметы: любимые, трудные, значимые, предмет на который ходят без желания.   Эта информация нужна  педагогу для оптимизации учебного процесса:   знание интеллектуального фона по своему предмету, выявление учеников с трудностями в усвоении данной дисциплины, которым требуется индивидуальный подход, дополнительные занятия. Результатом будет повышение психологического здоровья учащихся и педагогов, повышения успеваемости. (Рабочая книга школьного психолога, И.В. Дубровина)  

«Мотивы учебной деятельности» (для выявления мотивов учебной деятельности школьника); Данная анкета дает информацию, какие мотивы преобладают у ученика  (мировоззренческие, общественные, практически значимые, личностные). На основе чего делаются выводы о ведущих мотивах, лежащих в основе положительного или отрицательного учения в целом. Именно эти сведения являются актуальными для планирования урока в данном классе, осуществления учебно-воспитательного процесса и получения обратной связи. (Методика изучение мотивов учебной деятельности, модификация А.А.Реана, В.А.Якунин)

Анкета «Удовлетворенность школьной жизнью» На удовлетворенность школьной жизнью влияет тактика поведения, избранная учителем, чуткость, наблюдательность, разбор ошибок в учебе и поведении обучающихся, способ разрешения конфликтов, навыки в оказании помощи учащимся с низкой удовлетворенностью. Очень важно, чтобы ребенок был удовлетворен школьной жизнью, так как это влияет на эмоциональное состояние школьника, непосредственно на учебную мотивацию, на межличностные отношения, на здоровье. (тест «Удовлетворенность школьной жизнью»,авт А.В. Андреев)

Анкета «Организация образовательного процесса»

 Теппинг – тест Ильина . Не зная индивидуально-типологических особенностей ученика, учитель травмирует психику ребенка, создает для него стрессовую ситуацию. Информация по данному параметру позволяет педагогу учитывать темп работоспособности учащегося и таким образом создавать учащемуся комфортные для него условия обучения на уроке.

Тест «Способности школьника». Интересы детей: спортивные, организаторские, математические, конструкторско-технические, музыкальные, художественно-изобразительские (артистические), филологические. Выявление  интересов, позволяет определить направленность ученика на определенный вид деятельности. Развитие выявленных интересов и способностей стимулирует развитие личности ребенка, позитивных черт характера, целеустремленность, помогает ориентировать ученика на выбор будущей профессии, развитие творческих сторон личности.  (Научно методический сборник «Личность в воспитательной системе школы» под ред.А.В.Гаврилинав и Л.И.Новиковой, Владимир, 1993)

Тест «Темперамент школьника» Сведения о типах темперамента каждого ученика позволят педагогу учитывать природные психофизические свойства при выборе воспитательных воздействий, способ,  стиль общения и деятельности.

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО), автор Е.А. Климов.     Данная диагностика предназначена для определения профессиональных интересов и склонностей человека.   

По результатам диагностики  выявляются  учащиеся с дезадаптацией по различным видам отношений и к предметному характеру обучения, низким уровнем удовлетворенности школьной жизнью, низким темпом работоспособности.  Для   педагогов проводятся групповые консультации; для учащихся, родителей,    как правило,  индивидуальные консультации. 

Рекомендации помогают  педагогам   в работе с учениками, которым требуется индивидуальный подход,  для оптимизации учебного процесса, повышения психологического здоровья учащихся, педагогов, повышения успеваемости.

Составлены банки данных на учащихся  Муромского района:

-Банк данных на учащихся с дезадаптацией по различным видам отношений и к предметному характеру обучения

-Банк данных на учащихся с высоким уровнем тревожности

- Банк данных на детей с признаками одаренности

   -Банк данных по уровню удовлетворенности учащимися школьной жизнью в каждой школе.

 Обязательно проводим психологические занятия с педагогическим коллективом школы. Эта форма работы также в этом году востребована педагогами.

 

         Е.В.Мартынова, 2 к. Психолог  шлифует все грани в своей профессиональной деятельности. Ей нравятся все виды обязательной деятельности психолога, и она с удовольствием успешно берется за все. И, самое главное,  все получается. Очень приятно и надежно с ней работать. Подростки к ней тянутся.

  В этом уч. году  востребована форма работы -   индивидуальные консультации с подростками по их запросу. Психолог вместе с социальным педагогом  выезжает в школу только по запросу подростков на индивидуальные консультации.  

И.В.Астафьева – социальный педагог, 2 к.

Цель работы социального педагога  - содействие в создании благоприятных условий для социальной адаптации, развития личности учащихся.

Задачи работы: обозначены в буклете.

 Приоритетным направлением социально-педагогического сопровождения можно считать профилактику употребления ПАВ, девиантного поведения, совершения правонарушений несовершеннолетними.

Социальный педагог выстраивает в районе систему профилактики также с учетом возраста.

 Социальный педагог имеет сертификат, подтверждающий обучение по теме «Организация позитивной профилактики всех видов химической зависимостей в учебных заведениях» (ГУЗ Владимирский областной наркологический диспансер), сертификат, подтверждающий обучение по теме «Первичная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних: моделирование форм реализации» (ГАОУДПО ВО «ВИПКРО»).

В целях первичной профилактики  с учащимися начального звена социальным педагогом и классными руководителями  в рамках  классных часов и внеклассных занятий реализуется «Программа первичной позитивной профилактики. Методические рекомендации по проведению занятий с детьми в возрасте от 7 до 10 лет. Авторы: Л. И. Самошкина, Е. С. Гришина, А. И. Перекрестова». Основная цель данной программы – предупреждение начала экспериментирования с токсическими веществами, вызывающими зависимость, обучение детей навыкам  сохранения жизни, здоровья и психологического благополучия в разных ситуациях. Сопровождается разнообразными вариантами домашних заданий,  направленных на активную работу детей с родителями. 

         Также с учащимися начального звена соц.педагогом  проводятся занятия с использованием нравственных сказок («Как папу девочки обижали», «О красоте истинной и ложной», «Про енота», «В черно-белом королевстве»), разнообразная тематика используемых произведений позволяет в доступной для учащихся младших классов форме проводить профилактику употребления ПАВ, прививать навыки безопасного поведения, формировать правильное представление о дружбе, семье, оказывать поддержку в стрессовой ситуации публичного выступления.

Для профилактической работы образовательных учреждений с учащимися среднего и старшего звена   продолжается работа по программам «Первичной позитивной наркопрофилактики» под общей редакцией д.п.н., профессора А. В. Гаврилина. Методические рекомендации по проведению занятий с подростками в возрасте от 15 до 17 лет. Авторы: Л. И. Самошкина, Е.С. Гришина, А. И. Перекрестов/ Под общей редакцией Д. п. н. А. В. Гаврилина.

         Социальный педагог по постановлению Главы администрации Муромского района является членом Комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав, активно участвует в Днях профилактики, Спецсобраниях, Мобильных бригадах,  проводимых в образовательных учреждениях 2 раза в месяц, (выступления  с информацией об особенностях законодательства для несовершеннолетних, разъясняются статьи Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях, проводятся  занятия для  учащихся   совместно с педагогами «Наш дружный класс»,   «Четыре составляющие здорового образа жизни»). Благодаря этим формам работы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   охват детей   профилактической работой в районе 90%.

     В целях  профилактики асоциального поведения учащихся, для развития школьного самоуправления  социальным педагогом организована работа с активом лидеров ДОО «Ступени». Социальный педагог ежемесячно проводит тренинги на развитие лидерских и организационных способностей. Организован централизованный подвоз учащихся для проведения тренингов.  Совместно с лидерами объединения  разрабатываются и проводятся  школьные и районные акции: Социальным педагогом разработаны и реализуются социальные проекты «Мы вместе», «Вместе мы -  общественное мнение», районная акция к дню отказа от курения «Нет табачному дыму», «За чистое небо».  Социальный проект «Мы вместе » напечатан в сборнике  Инновационные процессы  в сельских школах – путь к успеху в обучении и воспитании учащихся. Муромский район,2011.

 В целях систематизации работы по предупреждению асоциального поведения детей и неблагополучия семьи психологами  разработан Механизм оказания комплексной  помощи ребенку и семье  на этапе дошкольного  и младшего школьного возраста, в котором определены этапы социально-педагогической работы, рекомендовано методическое и программное обеспечение. До образовательных учреждений  механизм довели через приказ УО № 291 от 2 июня 2010г. Этот механизм мы прописывали, работая в о.Муром, где я  15 лет работала методистом- психологом в ЦРПК. Работая в районе,   мы его адаптировали для   работы в сельской местности. Большой объем работы в нем  отводится социальному педагогу.

Диагностика, используемая социальным педагогом: с учащимися 4-7 классов  использует  методику «Анкета на выявление уровня трудновоспитуемости несовершеннолетнего» (авт. Н.К.Тихомирова, Г.К. Селевко, И.Н.Закатова). 

Выявляются   следующие проявления:

-склонность к нарушению дисциплины,

-асоциальным проявлениям,

-снижение мотивации к учению,

-снижение мотивации к трудовой активности,

-проблемные отношения с одноклассниками.

По результатам диагностических обследований составляются рекомендации для педагогов и родителей через индивидуальные и групповые консультации  по вопросам:

стимулирование волевых усилий школьника, снижение уровня агрессивности в конфликтной ситуации, построение конструктивных отношений с подростком, сплочение классного коллектива, укрепление внутриклассной позиции учащихся, повышение мотивации к учению, повышение культуры денежных отношений. Для каждого выявленного подростка разрабатывается система индивидуальных  рекомендаций по самовоспитанию, самосовершенствованию, развитию необходимых личностных качеств.  

       Анкета на изучение информированности несовершеннолетних о влиянии ПАВ на организм человека (соц.опрос).

         С учащимися, состоящими на различных видах учета (14-17 лет) проводятся   индивидуальные обследования  с помощью анкеты «Выявление склонности к отклоняющемуся поведению» (А. Н. Орел).      По результатам проведенных обследований на каждого учащегося составлены и предоставлены педагогическим коллективам школ рекомендации, карты учета социально дезадаптированного несовершеннолетнего, планы социально-психолого-педагогичексого сопровождения всеми субъектами воспитательного процесса, координатором сопровождения является социальный педагог.

Банки данных на учащихся образовательных учреждений Муромского района:

1. Банк данных на неблагополучные семьи, семьи «группы риска» (Сотрудничество с Отделом по опеке и попечительству по запросу).

2. Банк данных на учащихся школ Муромского района, состоящих на различных видах учета (ВШУ, ОДН – индивидуальное сопровождение: групповые и индивидуальные консультации, работа в малых группах). Сотрудничество с ОДН.

3. Банк данных на учащихся «группы риска»  со склонностью  к нарушению дисциплины, асоциальным проявлениям, сниженной мотивацией к учению,  к трудовой активности, проблемными отношениями с одноклассниками. («Анкета выявления трудновоспитуемости школьников» (Н. К. Тихомирова, Г. К. Селевко, И. Н. Закатова «Работа с трудными детьми»). Индивидуальное сопровождение.

 5. Банк данных на  несовершеннолетних и семьи, находящихся в социально опасном положении (Составляются Программы сопровождения, ежемесячно информация сдается в Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних о работе с данными семьями. (На январь 2012 года 32 ребенка из 20 семей).  

         Социальный педагог осуществляет контроль за посещаемостью  учащихся,  состоящих на различных видах учета.  Каждую четверть по информации, представленной администрацией школ района, составляется справка об общем количестве пропущенных уроков, уроках пропущенных по болезни, по уважительной причине, без уважительной причины.  Анализируются причина и  динамика пропусков учащихся  для организации индивидуального сопровождения. Отмечается положительная динамика снижения общего количества пропущенных уроков и пропускающих учащихся.

Социальный педагог ведет постоянно-действующий семинар для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей «Трудный подросток. Выявление, социально-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска». Семинар для педагогов « Современные формы и методы работы с детьми группы риска в условиях образовательного учреждения».

Проходя КПК социальных педагогов на базе ВИПКРО, г. Владимир в 2010-2011 уч.г  на  итоговой защите представляла опыт своей  работы. Имеет  подтверждающий документ от куратора курсовой подготовки И.М.Дубовик. 

 

Итогом работы психологов и социального педагога  является консультация с администрацией школы-  все  рекомендации доводятся до сведения администрации, в том числе  рекомендации по повышению удовлетворенности учащимися школьной жизнью. 

 

 

 Уровень Службы.

 

Если проблемы не удается решить на уровне образовательного учреждения, то они становятся предметом деятельности СПС.  Родители   приглашаются в Службу для консультации и индивидуальной работы с ребенком.  Наш адрес: г .Муром, ул.Московская, д.37-а. В каждом учреждении имеется информация с нашими данными.

 На данном уровне оказывается помощь детям со сложными проблемами.   Углубленная диагностика (Векслер, Равен). Специальная работа  с  родителями данной категории детей по обеспечению их необходимыми знаниями об особенностях ребенка. На базе Службы, психолог проводит индивидуальные коррекционно- развивающие занятия с учащимися. Ребенок проходит от 12 до 15 занятий.     

Дети с устойчивыми учебными трудностями,  направляются на районную ПМПК. Проводится большая подготовительная работа. За 2 года работы   20 детей сменили образовательную программу на коррекционную.  Была проведена большая предварительная работа с родителями: приглашали в Службу, проводили в присутствии родителей занятия, договаривались с администрацией на экскурсию в коррекционное учреждение (новая форма работы).  В первый год были выведены дети из 3, 4, 5 классов,   2-й  год это дети из 2-го, 3 класса. В этом году  будут направляться дети 1 класса.   

         Опыт со школами:

      Малочисленность  сельских школ и классов создает реальные возможности для осуществления индивидуально-ориентированного обучения, т.е.  учета индивидуальных особенностей обучающихся, разработки индивидуальных учебных планов, образовательных программ.  

      Формируется интересный положительный  опыт работы социальн-психологической службы с  педагогами  Талызинской   основной общеобразовательной школы, (филиал Молотицкой  средней общеобразовательной школы).

   Результатом совместной работы стал социально – психологический профиль   класса. Социально-психологический профиль класса – совокупность  данных, полученных в  результате  социально-психологических обследований  учащихся класса, характеризующих  актуальный уровень развития учащихся первой ступени

     В социально-психологическом профиле для учащихся начальной школы представлены основные параметры статуса когнитивного, мотивационного и моторного развития;

     В социально-психологическом профиле  основной школы представлены     параметры:

- Уровень адаптации к различным видам отношений, к  предметному характеру обучения: самооценка, отношение к учебе, к одноклассникам, к друзьям вне школы, к учителям, к родителям, к общественному труду.

  - Интересы детей

 - Уровень школьной тревожности

-Акцентуация

-Тип темперамента

Учебная мотивация к различным предметам.    

      Данный профиль позволяет педагогу иметь перед глазами необходимую для психолого – педагогического сопровождения  информацию о ребенке. Диагностику проводят как специалисты  службы, так и педагоги школы. Хочется сказать, что эффективность использования всей  информации в учебно-воспитательном процессе,  накапливаемой в социально-психологическом профиле,  зависит опять же от творчества, профессионализма, педагогической направленности, заинтересованности педагога.   

     Сопровождать – не значит вести за руку, решать проблемы за ребенка, это значит быть рядом, побуждать к самостоятельности, помогать преодолевать трудности. Сопровождение связывают с понятием поддержки, как обеспечение условий для развития ребенка, помощь вхождения его в «зону ближайшего развития». 

     В первые же дни работы специалистов в школе была обозначена проблема: крайне низкий уровень развития коммуникативных способностей  у подростков. Был составлен цикл классных часов:   «Общение. Его роль в жизни людей»  (5 классных часов).  Педагогам была объяснена техника проведения данных классных часов  с элементами тренинга. Педагоги присутствовали и участвовали при проведении первых занятий. Хочется заострить внимание, что важнейшим аспектом  в учебно-воспитательном процессе являются отношения между учителем и учеником.   Позитивные отношения педагогов и обучающихся влияют на реализацию интеллектуальных возможностей ребенка, сохранение психического здоровья.    Проводились практико-ориентированные семинары: Педагогическое общение.  Личность педагога.

    Мы предоставили наш опыт работы на  областном семинаре на базе Талызинской школы, руководитель Маслова Валентина Дмитриевна, ст.н.с. лаборатории «Сельская школа» ВИПКРО. Рассказали о совместной работе нашей Службы с педагогами и детьми,  показали открытые занятия в начальной школе и среднем звене.  Получили Благодарственное письмо  за   уровень представленного опыта по отработке модели  разновозрастного обучения за подписью проректора института и зав. лабораторией «Сельская школа».

 

Работа с разными категориями детей.

 Дети с признаками одаренности.

      Службой получен заказ: выстроить систему работы с одаренными детьми в Муромском районе,  привлечь к ее решению различных специалистов – педагогов, психологов, деятелей культуры и спорта, родителейС учетом вышесказанного специалистами СПС  в 2011-2012 учебном году  разработан  пилотный проект «Одаренные дети».

Цель проекта: совершенствование системы работы с одаренными детьми в Муромском районе: создание  условий по выявлению, развитию и поддержке  детей с признаками одаренности.

 Вышел приказ УО о реализации проекта Одаренные дети.

С целью повышения уровня профессионализма педагогов по выявлению и сопровождению детей с признаками одаренности и оказания методической и психологической  помощи по реализации проекта,   функционирует районный постоянно действующий практико - ориентированный семинар  «Одаренные дети». Руководитель, психолог, курирующий среднее и старшее звено.   В  семинаре  задействованы педагоги, ответственные в образовательных учреждениях за организацию и  работу с детьми с признаками одаренности. Как правило, это заместители директоров по учебно-воспитательной работе. На семинаре рассматриваются теоретические и практические вопросы. При необходимости проводятся групповые и индивидуальные консультации по запросу педагогов. 

Проект находится в стадии реализации. Результатом работы можно считать:

- создание банка диагностического инструментария для выявления детей с признаками одаренности в ДОУ, школе 1 ступени, школе 2,3 ступени, используемые  педагогами, родителями,  учащимися, психологом;

-создание  банка данных на детей с признаками одаренности.

Цифры приведены в буклете.

  Результаты    отражены  в   «Мониторинге  результатов работы с одаренными детьми», где имеется информация о педагоге-наставнике ребенка, дополнительных занятиях с одаренным ребенком (кружки, секции, факультативы и т.д.), мероприятиях, в которых участвовали  одаренные дети школы, ДОУ (дата, название), результат, стимулирование учащегося, воспитанника. Данный мониторинг  составлен в каждом образовательном  учреждении по итогам первого полугодия за 2011-2012 учебный год.

Педагог-психолог, курирующий направление составил общий мониторинг по району.

 Работа социально-психологической службы в данном направлении продолжится в 2012-2013 учебном году в тесном контакте с образовательными учреждениями по созданию оптимальных условий развития детей с признаками одаренности.

  Мы заявили о своем участие во Всероссийской научно-практической  конференции с международным участием «Психолого-педагогическое сопровождение детской одаренности» в апреле 2012 г.Владимир. Тезисы будут  напечатаны в материалах конференции.

Опекаемые дети.

В Муромском районе  92 ребенка имеют такой статус.  Получен заказ на социально-психологическое сопровождение.

Все специалисты СПС в этом учебном году прошли краткосрочное обучение (72 часа) по программе  «Позитивная социализация несовершеннолетних, в том числе детей-сирот в условиях замещающей семьи». Руководитель курсов Дубовик Ирина Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент. Мы зарегистрированы в социальной сети в КОНТАКТЕ в профессиональном сообществе педагогов Владимирской области «Соцпед», организатором которого является Ирина Михайловна Дубовик - доцент кафедры теории и методики воспитания.  В документах этой закрытой группы представлены наши методические разработки.

         Были участниками конференции «Механизмы взаимодействия государственных, негосударственных и общественных структур по обеспечению права ребенка, оставшегося без попечения родителей, жить и воспитываться в семье» г.Владимир, февраль, 2012г.  В выступлении руководителя отделом опеки и попечительства Муромского района было отражено тесное взаимодействие отдела и Службы.

В целях оказания помощи  замещающей семье  специалисты Службы  по запросу отдела опеки   оказывают непосредственную помощь детям, родителям,   классным руководителям.   Участвуем в   групповых  мероприятиях: Дискуссионный клуб, Консультпункт по запросу отдела опеки и попечительства.

Дети с ограниченными возможностями здоровья.

1.В Информационный  сборник в 2010 г из опыта работы муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования  «О психолого-педагогической поддержке семей с детьми-инвалидами» напечатана программа родительского всеобуча «Мы вместе» для семей, воспитывающих детей-инвалидов дошкольного возраста в Муромском районе.

2.В рамках работы выездного Консультпункта оказыватся индивидуальная консультативная поддержка родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, реализуется всеобуч.

3. Разработан социальный проект «Мы вместе» направленный, в первую очередь, на развитие адаптивных качеств детей-инвалидов через создание оптимальной  среды для их личностного развития и общения. Одним из вариантов решения проблемы недостатка коммуникативного пространства детей с ОВЗ можно считать  организацию добровольческого движения волонтеров, привлечение здоровых подростков к  регулярной совместной деятельности с детьми-инвалидами. Таким образом,   решается еще одна задача проекта - формирование и развитие эмпатии и толерантности молодежного общества к семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья

4. В районе 4 ребенка надомники обучаются дистанционно. Чаадаевская школа является муниципальной экспериментальной площадкой по созданию информационного ресурсного центра, психолог школы   реализует психологическое сопровождение детей, обчающихся дистанционно. Психолог школы выезжала на установочный семинар.  Курирует  это направление.

    СПС работает в тесном контакте с учреждениями здравоохранения (подростковым психиатром), отделом опеки и попечительства (очень тесные взаимоотношения), отделом по делам несовершеннолетних, КДН и ЗП (социальный педагог член комиссии), ДООЦ о.Муром, МНД (клинический психолог член нашего РМО), МПСИ, МПК, СКУ 8 вида (психолог член РМО психологов),  с ВИПКРО (ездим на консультации, своевременно проходим КПК, стараемся участвовать в мероприятиях, проводимых ВИПКРО).

    Я являюсь руководителем Службы. Справка имеется в буклете. Организую, планирование деятельности Службы, координирую работу специалистов по выполнению рабочих планов, осуществляю контроль за качеством процессов психолого-педагогического социального сопровождения, оказываю методическую помощь специалистам социально-психологической службы, обеспечиваю своевременное составление установленной отчетной документации. (Сдаю в УО план работы СПС на месяц,    отчитываюсь  еженедельно за выполнение запланированной работы, сдаю анализ работы и статотчет за четверть, в конце учебного года сдаю анализ работы, статистический отчет за год,  перспективный (годовой) план работы на следующий учебный год). В работе в качестве руководителя Службы  мне помогает мой  опыт работы методистом-психологом  в о. Муром, где я работала  в течение 15 лет.

    Занимаюсь актуальным направлением- повышение психологической культуры педагогов. Разрабатываю семинар «Психология труда учителя». Являюсь ответственным (вместе с методистом по дошкольному направлению) за  проблемный семинар для воспитателей старших, подготовительных групп и учителей начальных классов, работающих в 1-м классе. Тема: Формирование системы преемственности между ДОУ и школой.

    Идея целостной системы преемственных связей двух ступеней образования не нова и не одно десятилетие разрабатывается и в научном, и в практическом аспектах. Однако, на сегодняшний момент эта  проблема остается актуальной.   

Кому подчиняемся

Имеем двойное подчинение:

-по административной линии, каждый подчиняется директору школы;

- по административной линии Служба подчиняется начальнику управления образования.

-по профессиональной  линии – 2009-2010 уч.г., 2010-2011 уч.г   научному руководителю к.псих. н В.А.Штраус  Филиал НОУ ВПО «СФГА» в г. Владимире

- 2011-2012    планируем выйти на кафедру психологии и здоровья. (Был запрос к методисту  кафедры педагогики и психологии здоровья Е.Ю. Котовой – дано  согласие на анализ  нашей работы за год).

Показателем  эффективности и востребованности деятельности  СПС  среди субъектов учебно-воспитательного  процесса образовательных учреждений Муромского района является:

 -увеличение количества запросов на индивидуальное  консультирование и психологическую поддержку;

- выполнение запросов руководителей образовательных учреждений;

- реализация основных направлений деятельности.

 

 

Проблемы в деятельности службы

2011-2012 учебный год

 

- не в полном объеме отработан механизм обратной связи между психологами и педагогами ОУ по использованию материалов, рекомендаций,    составленных специалистами СПС;

- не в полном объеме охвачены родители воспитанников и учащихся  психологическим просвещением;

- недостаточно отработана система психолого-педагогического сопровождения   детей с признаками одаренности (отрабатывается);

-  организация  и развитие психолого-педагогического сопровождения по сохранению и восстановлению профессионального здоровья педагогов реализуется не в полном объеме и не в системе (разовые тренинги).

 

 Наши перспективы

В целях дальнейшего развития службы практической психологии  в системе  образования Муромского района в перспективе планируется внедрение в систему социально-психологического сопровождения он-лайн общения с учащимися, педагогами, родителями; интерактивного консультирования с использованием вэб - камер.

 

Опыт работы Социально-психологической службы управления образования администрации Муромского района.doc

 

Оставить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.