Версия сайта для слабовидящих

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
27
28
29
30
 
Ноябрь 2017
 



Управление образования администрации Муромского района
Дискуссионный клуб Министерства образования и науки РФ
Министерство образования и науки Российской Федерации
© Фонд "Содействие развитию сети Интернет "Дружественный Рунет"

Персональные данные.jpg

Официальный информационный портал единого государственного экзамена (ЕГЭ 2017)
Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации

Вы здесь

Главная

Причины и мотивы ухода от реальности у подростков

Причины и мотивы ухода от реальности у подростков

(аддиктивное поведение, суицидальное поведение, игровые и компьютерные зависимости)

Можно выделить четыре основных группы причин возникновения зависимого поведения подростков

         Первая и основная группа причин суицидального и аддиктивного поведения связана с проживанием самого подросткового возраста.
Естественными в этом возрасте являются стремления к проявлению взрослости, интерес к своей личности, к своим возможностям и способностям. Подросток имеет потребность быть среди других людей личностью, причем, с теми своими особенностями, которые он сам ценит в себе. Однако, существует разрыв между этой потребностью и способностью, который приводит к серьезным нарушениям процесса личностного развития. При отсутствии условий для позитивной реализации своих потенциалов, процессы самоутверждения могут проявляться в искаженных формах, приводить к неблагоприятным реакциям и последствиям. Подросток, движимый потребностью, продолжает самоутверждаться любым путем, включая аддиктивное и суицидальное поведение.
         Влияние родителей с возрастом уменьшается, а сверстников — нарастает. У подростка существует потребность в общении со сверстниками. Чем сильнее связь с группой, тем больше ребенок поддается ее влиянию. Особенно сильно поддаются влиянию группы, зависимые от окружающих, тревожные, обладающие низкой самооценкой подростки. Привлекательность группы для подростков заключается в том, что она дает им то, чего не могут и не умеют порой дать им ни семья, ни школа: эмоциональную поддержку, одобрение, ощущение безопасности и собственного признания. Для подростков и молодых людей, лишенных этих ценностей, чрезвычайно важных для каждого человека, не имеет существенного значения, являются ли социально положительными или отрицательными цели и деятельность «его» группы. Важно лишь, может ли она удовлетворять потребности своих членов, в том числе даже способами, не всеми принятыми или даже противоречащими правовым нормам. Напротив, именно это подчас и определяет привлекательность группы.
         В кризисный подростковый период в психику прорываются подсознательные, трудно контролируемые или вовсе не поддающиеся контролю импульсы. Этому способствует утрата чувств безопасности и комфорта, нарушение внутреннего равновесия, возрастание тревожности и усиление экзистенциальных страхов, порою нерациональных. Пытаясь справиться с нарастающей  тревожностью, подросток часто стремится уйти от реальности. Масштабы ухода от реальности опасны не только в приверженности к таким крайне тяжелым формам аддикции, как алкоголизм, наркомания, употребление фармакологических и токсических веществ. Проблема ухода от реальности носит глобальный характер. Существует большое количество «мягких» проявлений аддикций, таких как компьютерная, игровая зависимости, но они тоже деструктивны. Реальна и опасна тенденция перехода от одной формы аддиктивного поведения к другой.
         Наиболее часто на первое место среди мотивов приобщения подростка к наркотическим веществам ставят «любопытство» и «моду на наркотики». В основе любопытства к наркотикам лежит извечное стремление молодежи познавать все новое, волнующее, таящее опасность.
Свойственные подросткам реакции эмансипации и протеста, склонность к риску, регрессия, амбивалентность чувств, повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние; физическое и душевное недомогание, конфликт зависимости и независимости, первые сексуальные переживания и, связанные с ними страхи, вызывают дискомфорт и чувство неполноценности, которые приводят либо к суицидальным наклонностям, либо часто переносятся с неудовлетворенности собой на окружающий мир, проявляются в страхе перед миром и перед людьми, вплоть до враждебности. Непослушание, занятие запрещенными делами обладает в этот период особой притягательной силой. Подростки преувеличивают представление о резервах собственного здоровья, своих физических возможностях.
         Серьезны по своим последствиям тяжело переживаемые подростками, юношами проблемы, связанные с половым созреванием. Эти эмоции — одна из важнейших причин ранней наркотизации или суицидального поведения. Обычно недостаточно серьезное, насмешливо-снисходительное отношение взрослых к первым же проявлениям чувств, любви у них становится поводом для глубоких конфликтов, толкающих их на опасный путь.
         В период кризиса личность подростка претерпевает либо поступательное развитие с формированием адаптивного поведения, либо дезадаптацию, саморазрушение. Существенным фактором формирования неадекватного поведения может стать недостаточная для подростков информация о том, что, как и почему с ними происходит, и какие могут быть последствия.
         Второй группой причин возникновения суицидального и аддиктивного поведения являются причины, связанные с определенными индивидуальными и личностными качествами подростков, их личностной незрелостью: низкой самооценкой, несамостоятельностью, зависимостью, неуверенностью в себе, нужде в социальном одобрении, тревожности, неумением настаивать на своем и недостаточном самоконтроле. Вероятность приобщения к наркотизации высока в тех случаях, когда личностные особенности подростка не позволяют ему противостоять групповому давлению в плане приема наркотика, когда он не обучен «технике» избегания подобных «коллизий» и одновременно располагает избытком свободного времени при слишком слабых связях с семьей, положительными семейными традициями.
         Переживаемые подростками и молодыми людьми личные жизненные трудности, вызывают выраженное нередко очень сильное психическое напряжение, которое делает невозможной нормальную повседневную жизнь и непременно требует разрядки. Необходимый каждому человеку навык адекватного поведения в трудных (стрессовых) ситуациях развит у него тем сильнее, чем более правильно сформирована психика, поэтому, если молодой человек при этом сталкивается с проблемами, с которыми не умеет или не хочет справляться, то он усиленно ищет какой-то иной способ разрядки терзающего его напряжения. Оно опять же может реализоваться как позитивно, так и негативно.
         Третья группа причин связана с семейными проблемами. Во-первых, имеет место так называемая первичная семейная патология, семьи формально или фактически распались. Это семьи, в которых налицо постоянные конфликты и глубокие эмоциональные кризисы.
         Во-вторых, неумелость и непоследовательность в воспитании, гипо или гиперопека, материнская и отцовская депривация, как следствие, формирование депрессивного и мазохистичесекого типа личности, которые наиболее склонны к суициду, и формирование зависимой личности, склонной к аддикциям.
         Еще одна из причин — семейная предрасположенность. Дети, рожденные или воспитанные в семьях с алкогольными или наркотическими традициями, подвержены большему риску пристраститься к алкоголю и наркотикам.
         Четвертой группой причин возникновения суицидального и аддиктивного поведения являются собственно социальные причины. Причинами отклонений в поведении подростков являются реалии настоящего периода в жизни общества. Подростки остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в достатке. У детей из социально неблагополучных семей с неудовлетворительными бытовыми условиями, родители которых имеют малопрестижную или малооплачиваемую работу, также больше шансов приобщиться к наркотикам.
         Одной из причин алкоголизации подростков является свободная продажа пива и спиртосодержащей продукции, а также табачных изделий, которая законом запрещена. Не меняется кардинально ситуация на рынке рекламной продукции табачных изделий и алкогольных напитков, которая рекламирует получение удовольствий от употребления этой продукции.
         В аптечной сети детям любого возраста обеспечена доступная продажа в любом количестве медицинских препаратов (анальгетиков), содержащих компоненты, которые при применении в большом количестве, либо совместно с алкогольными напитками, дают эффект эйфории.
         К социальным причинам относятся школьные проблемы — неуспеваемость, отсутствие желания учиться и др. Не работает проект и по обеспечению подростков доступными спортивными занятиями.
Вносит вклад в негативную картину и реклама, сопровождающая их информация, например, «Полная свобода...», «Всегда первый...», «Свежий взгляд на вещи...» и т. п. прочно связывает в сознании молодого человека табак и алкоголь с ценностями жизни: свобода, достижения, престиж, дружба.

Сравнительно «молодым» проявлением аддикции в школьной среде является увлечение электронными играми (компьютерными, играми в мобильных телефонах и т.д.) как разновидностью азартных игр. В под­ростковой среде высоко оцениваются умения продвигаться в игре до высоких уровней, круша все на своем пути, что воспринимается под­ростком как норма. Значительное количество учащихся посвящает ком­пьютерным играм все свое время, забывая об обязанностях и исключая любую другую деятельность. Все это отрицательно сказывается не только на физическом здоровье, но и на психическом и духовном благополучии, ибо всевозможные игры-«стрелялки» перенасыщены сценами убийств и насилий. Подросток привыкает к отрицательным эмоциям и насилию, они становятся для него не только нормой жизни, но и потребностью. Путая реальность и вымысел, подростки нередко начинают вносить эле­менты игры, связанные с насилием в жизнь, что является проявлением девиантного, а зачастую и делинквентного поведения.

С компьютерной техникой связано и такое понятие, как Интернет-аддикция, которое, как правило, означает:

  • зависимость от компьютера, пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию и т.д.);
  • «информационную перегрузку», т.е. поиск в удаленных базах данных;
  • патологическую привязанность к опосредованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам, электронным покупкам и т.д.;
  • зависимость от социальных применений Интернета: общения в ча­тах, групповых играх, т.е. замена реального общения виртуальным;
  • зависимость от «киберсекса» (специальных сайтов, подающих сексу­альную тематику в Интернете).

Выделяются следующие психологические и физические симптомы, ха­рактерные для Интернет-аддикции:

  • психологические симптомы (эйфория при работе с компьютером; невозможность остановиться; большое количество времени, прово­димое за компьютером, в ущерб отношениям с близкими и друзьями; ощущение пустоты и депрессии при выполнении действий не за ком­пьютером; проблемы с работой или учебой);
  • физические симптомы (сухость в глазах, синдром карпального кана­ла, головные боли, боли в спине, нерегулярное питание, пренебреже­ние личной гигиеной, расстройство сна, изменение режима жизнеде­ятельности).

Согласно исследованиям К. Янг, опасными сигналами Интернет-за­висимости являются: навязчивое стремление постоянно проверять элек­тронную почту, предвкушение следующего сеанса он-лайн, увеличение времени, проводимого он-лайн, увеличение количества денег, затрачи­ваемых на Интернет.

Интернет-зависимость подчиняется закономерностям формирова­ния аддикции, которые проявляются у наркоманов, гемблеров и алкого­ликов. Причем если для формирования этих видов аддикции требуется какое-то время, то при формировании Интернет-зависимости это время резко сокращается. По данным исследований, 25% Интернет-аддиктов приобрели зависимость в течение полугода работы в сети, а 58% аддиктов - в течение второго полугодия, 17% аддиктов - по прошествии года.

Следует отметить, что Интернет-зависимость может оказывать вли­яние на становление девиантного поведения. В режиме он-лайн под­ростки могут столкнуться с серьезными опасностями: эксплуатация их доверия (соблазн на совершение непристойных действий), доступ к пор­нографии, контент-сайты с деструктивным содержанием, увлечение се­тевыми играми, пропагандирующими насилие и т.д. Под влиянием Ин­тернет-зависимости могут формироваться и другие виды аддикции.